Комитет по труду и занятости населения Мурманской области информирует, что в Закон Мурманской области от 29.12.2004 № 573-01-3MO «О социальной защите и мерах социальной поддержки инвалидов в Мурманской области» (далее - Закон) внесены изменения Законом Мурманской области от 09.04.2018 № 2235-01-3MO (прилагается) в части установления обязанности работодателей по выполнению квоты для приёма на работу инвалидов.

Так, новой редакцией Закона установлено, что работодатели не должны в счёт квоты для приёма на работу инвалидов выделять рабочие места, условия труда на которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или по результатам специальной оценки условий труда.

Также Законом определено, что при расчёте количества рабочих мест, подлежащих созданию и (или) выделению в счёт квоты для приёма на работу инвалидов, полученное в результате вычисления размера квоты (2% от среднесписочной численности работников) дробное значение количества рабочих мест округляется в соответствии с математическими правилами округления до ближайшего целого значения (при дробной части менее 5 десятых - в меньшую сторону; при дробной части, равной 5 десятых и более - в большую сторону).         .

Кроме того, постановлением Правительства Мурманской области от 06.10.2005 № 375-1111 «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области» устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для организаций со среднесписочной численностью работников:

от 101 до 500 человек — одно специальное рабочее место; от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места; от 1001 до 2000 человек - четыре специальных рабочих места; более 2001 человека - шесть специальных рабочих мест.

 

Минимальное количество специальных рабочих мест устанавливается в пределах квоты для приёма на работу инвалидов.

Примеры расчёта размера установленной квоты после 09.04.2018 (после вступления Закона в силу)

Среднесписочная численность работников (по форме П-4) - 320 чел.

Количество мест с вредными или опасными условиями труда (по результатам аттестации или специальной оценки условий труда) — 43 ед.

320-43=277

277*2/100=5,54

Квота составляет 6 рабочих мест, в том числе 1 - специальное (101 < 277 < 500)

Среднесписочная численность работников (по форме П-4) - 870 чел.

Количество мест с вредными или опасными условиями труда (по результатам аттестации или специальной оценки условий труда) - 56 ед.

870-56=814

814*2/100=16,28

Квота составляет 16 рабочих мест, в том числе 2 - специальных (501 < 870 < 1000)

Среднесписочная численность работников (по форме П-4) - 540 чел.

Количество мест с вредными или опасными условиями труда (по результатам аттестации или специальной оценки условий труда) - 60 ед.

540-60=480

480*2/100=9,6

Квота составляет 10 рабочих мест, в том числе 1 - специальное (101 < 480 < 500)

Среднесписочная численность работников (по форме П-4) - 37 чел.

Количество мест с вредными или опасными условиями труда (по результатам аттестации или специальной оценки условий труда) - 2 ед.

37-2=35

35*2/100=0,7

Квота составляет 1 рабочее место, в том числе 0 - специальных (35 < 100)

Среднесписочная численность работников (по форме П-4) - 37 чел.

Количество мест с вредными или опасными условиями труда (по результатам аттестации или специальной оценки условий труда) - 3 ед.

37-3=34

Квота составляет 0 рабочих мест (работодатель не подлежит квотированию, т.к. 34 < 35)

Среднесписочная численность работников (по форме П-4) - 1886 чел.

Количество мест с вредными или опасными условиями труда (по результатам аттестации или специальной оценки условий труда) — 0 ед.

1886-0=1886

1886*2/100=37,72

Квота составляет 38 рабочих мест, в том числе 4 - специальных (1001 < 1886 < 2000)

Среднесписочная численность работников (по форме П-4) - 501 чел.

Аттестация или специальная оценка условий труда отсутствует.

501*2/100=10,02

Квота составляет 10 рабочих мест, в том числе 2 - специальных (501 < 501 < 1000)

 

Помимо этого, Законом уточнено, что обязанности работодателя по квотированию считаются выполненными не с момента выделения (создания) рабочих мест в счёт квоты, а с момента приёма на них инвалидов и (или) с момента размещения производственного заказа в общественных объединениях инвалидов и образованных ими организациях, и (или) трудоустройства инвалидов в счёт установленной квоты на соответствующие рабочие места, арендованные у других работодателей.

Иное означало бы необязательность заполнения данных рабочих мест, т.е. допустимость необоснованного отказа в приёме инвалидов на работу на указанные места по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, что по сути противоречило бы целям федерального законодательства в указанной сфере и не обеспечивало бы гарантий трудоустройства инвалидам.

До приёма на работу, одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приёма на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ) и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Федерального закона, направленного на защиту инвалидов, обеспечение им равных возможностей с другими гражданами (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5).

Таким образом, работодатель, подлежащий квотированию, обязан обеспечить приём инвалидов на квотируемые места и не допускать необоснованного отказа в приёме инвалидов на работу на квотируемые для них места по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями.

Закон распространяет свое действие на всех работодателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет не менее 35 человек (за вычетом работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда), за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, т.к. данные работодатели в соответствии с законодательством освобождаются от соблюдения установленной квоты для приёма на работу инвалидов.

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования (10.04.2018).